Православный интернет-магазин
икон ручной работы
Выставочный зал: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 28
Время работы: Пн-Пт 10—20, Суб 10—18

Доставка по всему миру!

+7 (499) 322-94-64
8 (800) 511-56-14
(бесплатно по России)
Мы перезвоним
Меню каталога

История храма Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву)

06.12.2017

В 2017 году Покровскому собору (другое, более распространённое название — Собор Василия Блаженного) исполнилось 456 лет. Самый известный православный храм России, объединивший в своём громадном теле сразу десять церквей, давно стал визитной карточкой Москвы, без него уже невозможно представить Красную площадь. Строение пережило Смуту и дворцовые перевороты, прошло через революцию и непростое для церкви советское время. Тем интереснее окунуться в историю стойкого храма, а также попытаться понять, чем оно привлекательно для туристов, приезжающих в российскую столицу со всего света.

История храма Василия Блаженного

Покровский собор был построен в середине XVI века по приказу тогдашнего правителя Русского царства Ивана Васильевича, вошедшего в историю как Иван IV или Иван Грозный. Поводом послужило покорение давнего политического и идеологического врага России — Казанского ханства. Согласно не очень распространённой легенде, уже во время решающего штурма Казани стали происходить настоящие чудеса. Так, во время молитвы Ивана Васильевича на территории противника вдруг прогремел взрыв, буквально отбросивший назад казанские укрепления. Это дало возможность русским войскам переломить ход битвы и вскоре овладеть городом. Случилось то, что вскоре назовут новой страницей в истории России — впервые вырвавшемуся из хватки Золотой орды молодому царству удалось завоевать целое государство, взяв тем самым контроль над важным Волго-Балтийским путём. А заодно и царь получил определённый авторитет в московском обществе — по возвращении в столицу народ буквально боготворил его.

Внутреннее убранство Храма Василия БлаженногоПроизошедшее у стен Казани оставило в душе Ивана Васильевича глубокое впечатление, и он решил увековечить эту блистательную победу России. И на месте деревянной церкви Святой Троицы стал строиться каменный собор, которому, как предполагалось тогда, не будет равных. Кстати, до сих пор среди историков не утихает спор — кто же являлся архитектором будущего чуда русского зодчества. Одни утверждают, что им был Постник Яковлев из Ярославля, носивший псевдоним Барма. Другие возражают — на самом деле Постник и Барма есть два разных человека. Есть и третья версия — архитектором и вовсе являлся неизвестный мастер из Италии. Однако кем бы ни был автор архитектурного бестселлера тех времён, а расплатился с ним Иван Васильевич весьма своеобразно — приказал ослепить, дабы он не сумел когда-либо повторить свой шедевр или же, не дай Бог, построить нечто ещё прекраснее. Но поскольку эта ужасная история нигде не задокументирована, то она также подвергается острой критике.

На 2017 год собор состоит из десяти отдельных церквей, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:

  • Церковь Василия Блаженного (северо-восток)
  • Церковь Александра Свирского (юго-восток)
  • Церковь Варлаама Хутынского (юго-запад)
  • Церковь Входа Господня в Иерусалим (запад)
  • Церковь Григория Армянского (северо-запад)
  • Церковь Киприана и Иустины (север)
  • Церковь Николы Великорецкого (юг)
  • Церковь Святой Троицы (восток)
  • Церковь Трёх Патриархов (северо-восток)
  • Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская)

Купол церкви Александра СвирскогоИнтересна также история названия строения. Многие задаются вопросом — почему храм назван именем Василия Блаженного, хотя центральная архитектурная композиция освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы? На этот счёт также существует несколько мнений. Согласно одному из них, Василием Блаженным именовался местный юродивый, отношение к которым в Русском царстве было весьма благосклонным — их принимали за посланников Бога, которые якобы через поток бессвязной речи передавали людям послания Всевышнего. Однажды, швырнув камень в образ Богородицы, он приказал поскрести красочное покрытие и удалить его. Под образом обнаружилось изображение чёрта. Кстати, одна из боковых пристроек храма, являющаяся церковью, посвящена именно Василию Блаженному.

До конца XVI века в соборе хранилась государственная казна. В XVII веке, после изгнания поляков из Москвы, храм продолжал совершенствоваться в духе тогдашних церковных нововведений. Так, купола были покрыты специальными керамическими изразцами — их мы можем видеть и сегодня. Кроме того, к собору приросло несколько боковых пристроек, а внешние и часть внутренних стен были расписаны различными религиозными образами.

В таком состоянии Храм Василия Блаженного дошёл до XX века. Последнее изменение произошло в начале 30-х годов, когда к собору был перенесён убранный с Красной площади памятник Минину и Пожарскому. Сегодня в соборе каждое воскресенье проводятся богослужения Русской православной церкви, а само строение, подобно Лувру, называют «шрамом на лице Москвы».

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:
Оцените материал +++++
Рейтинг: 5 из 5   Голосов: 1    Просмотров: 674
Оставьте отзыв или комментарий
Имя*:
Электронная почта*:
* — Поля, обязательные для заполнения
ВНИМАНИЕ!
Греческая рукописная икона Андрей Первозванный
Иконы единственного экземпляра со скидкой
500 руб.
(до 31.05.2019)
История Саввино-Сторожевского монастыря

«На тихих берегах Москвы, Церквей венчанные крестами сияют ветхие главы над монастырскими стенами» — Так великий Пушкин писал о Саввинско-Сторожевском монастыре.

Эта обитель находилась недалеко от села Захарово, где поэт провел детские годы. В 1830 году, после того как Александр Сергеевич навестил эти места, появилось переведенное им на русский язык Саввы и посвященные обители стихотворные строки. Саввинская слобода, а у местных просто «Саввинка» лежит прямо у подножия горы Сторожи. В начале 80-х село утопало в садах, дома ухоженные. Выходишь из него по узенькой тропинке, пересекаешь поле, потом по мостику через реку Сторожку, последним усилием преодолеваешь гору и оказываешься наверху возле стен монастыря (сейчас там смотровая площадка). Вход в монастырь — через Северные ворота, и сразу переносишься из XXI века в XV.

03.10.2018
social-youtube-icon