Православный интернет-магазин
икон ручной работы
Выставочный зал: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 28
Время работы: Пн-Пт 10—20, Суб 10—18

Доставка по всему миру!

Меню каталога

Пять храмов и святынь, основанных Юрием Долгоруким

31.01.2018

Юрий ДолгорукийКнязь Юрий Долгорукий, помимо Москвы, основал на северо-востоке много укрепленных городов. Пять храмов доордынской Руси имеют для нас особое значение — они стали оплотом христианства в новой, Залесской Руси. Это каменные соборы: Борисоглебский и Спасский — в Суздале, Георгиевский — во Владимире, Спасо-Преображенский — в Переславле-Залесском и Георгиевский — в Юрьеве Польском. Из них два — Спаса-Преображения в Переславле-Залесском и Бориса и Глеба в Кидекше, что под Суздалем, — стоят и по сей день.

Все пять шедевров архитектуры были возведены один за другим в течение пяти лет — с 1152 по 1157 год. Одним из первых стал собор в Переславле-Залесском. Город, заложенный сначала у Плещеева озера, перенесли на другое место, к устью реки Трубеж, и, основываясь здесь навсегда, заложили каменный храм. Строили основательно — город-то был пограничный. Собор, сложенный из каменных блоков, имел почти кубическую форму и был одноглавым, чем заметно отличался от построенных из розовой плинфы вытянутых вверх многоглавых киевских храмов. Спасский собор имел больше сходства с церквями другой приграничной русской полосы — западной. И форма храмов, и техника кладки блоков здесь были такими же, как и в Галицко-Волынском княжестве. Может, по этой причине Владимир и Галич, сумев противостоять врагам силой веры и крепостью своих стен, возвысились, а роскошный Киев, который, увы, неоднократно подвергался разграблению, вскоре потерял былое значение.

Спасский храм в Переславле-Залесском был городским, домом Божьим. Суровый снаружи, внутри он был покрыт прекрасными фресками. Сейчас от интерьера остались лишь фрагмент фрески «Страшный суд» (хранится в Государственном Историческом музее) и потир (чаша для причастия) Юрия Долгорукого.

Если переславльский храм — городской, то другому храму, Борисоглебскому в Кидекше, отводилась роль главного собора в загородной резиденции суздальских князей. Еще до XVII века «обкорнали» древний русский храм, превратив его в куб. Пострадали и фрески. Сохранилось изображение княгини Евфросинии, жены Юрия Долгорукого, и мученицы Марии.

Церковь Бориса и Глеба (Кидекша)

После смерти своего великого отца, отравленного злокозненными киевскими боярами в 1157 году, его сын Борис оставляет Туров и возвращается в Суздаль. Возможно, роспись храма выполнена по его заказу. Спустя два года, 2 мая 1159 года, в Суздале умер и Борис. Похоронить его должны были бы в Борисоглебском храме. Если эти рассуждения верны, то собор в Кидекше следует считать также усыпальницей великокняжеской семьи. Если так, то князь Юрий должен был бы лежать не в Киеве, в церкви Спаса-на-Берестове, а в своей резиденции в Кидекше.

Обычно возвышение Владимира связывают с именем сына Юрия Долгорукого, с Андреем Боголюбским. Надо отдать должное и отцу. При Юрии началось возведение двух крепостных башен на так называемых Золотых и Серебряных воротах в город. Золотые ворота, сильно измененные, стоят и сейчас. Серебряные же разрушены.

Начиная с 1158 года Андрей Боголюбский решил сделать Владимир столицей Руси и затмить архитектурные красоты Киева и Новгорода. С этой целью он обратился к императору Священной Римской империи Фридриху Барбароссе (1125 — 1190) с просьбой отправить на Русь опытных строителей. Они прибыли и вместе с русскими мастерами начали в 1158 году работу по возведению собора Успения Богоматери. Собор, как и задумывалось, оказался выше обоих храмов Софии — Киевской и Новгородской. На стенах храма появляются скульптурные изображения — женские и львиные маски, а также бесценные сюжетные композиции.

Оцените материал +++++
Рейтинг: 5 из 5   Голосов: 2    Просмотров: 330
Оставьте отзыв или комментарий
Имя*:
Электронная почта*:
* — Поля, обязательные для заполнения
ВНИМАНИЕ!
Рукописная икона Сергий Радонежский (Размер 17*21 см)
Иконы единственного экземпляра со скидкой
500 руб.
(до 31.05.2019)
Процесс написания иконы в нашей мастерской

Икона пишется на липовой доске с дубовыми торцевыми шпонками, меловой левкас и паволока. Натуральные краски — яичная темпера (сухие пигменты, вода и яичный желток). Краски, приготовленные на яйце, обладают большой прочностью. Золочение нимба, фона и полей — листовое сусальное золото 960-й пробы 23 карата. Зачастую мы используем двойное золочение.

24.07.2018
social-youtube-icon